Доверие и безопасность потребителей – залог успеха цифровой экономики

15 марта Всемирный день прав потребителей. Всемирный день прав потребителей проводится ежегодно, начиная с 1983 года, а с 1994 года широко отмечается и в Российской Федерации. Международная Федерация потребительских организаций (CI) каждый год определяет тематику Всемирного дня прав потребителей. В 2018 года Всемирный день прав потребителей пройдет по девизом «Сделаем цифровые рынки справедливыми и честными» — «Making digital marketplaces fairer». Сегодня электронная коммерция является одной из самых динамично развивающихся сфер экономики, и ее гармоничное развитие способно расширить ассортимент реализуемых товаров (работ, услуг), снизить их стоимость и сделать их более доступными для потребителей, в том числе для людей с ограниченными возможностями, граждан старшего поколения и детей, а также менее обеспеченных слоев населения. По мере глобального развития электронной коммерции и вовлечения в нее все большего числа активных пользователей сети «Интернет» (в том числе за счет расширения спектра соответствующих мобильных средств связи и их доступности) недобросовестные участники рынка умело эксплуатируют правовую неграмотность потребителей в целях получения максимальной выгоды, что причиняет ущерб экономическим интересам не только самих потребителей, но и добросовестных представителей бизнес-сообщества.
Поэтому назрела необходимость повышения цифровой грамотности потребителей, для того чтобы они могли пользоваться всем спектром Интернет-технологий, умели находить в сети информацию о товарах (работах, услугах), правильно ее оценивали и делали осознанный выбор при совершении покупок в Интернет-магазине, а также владели навыками защиты от виртуальных угроз. Потребителю должно быть понятно, кто именно несёт ответственность в каждой точке цепи поставки товара и в дальнейшем в течение всего срока его использования. При этом особое внимание необходимо уделять праву потребителей на получение четкой и ясной информации, чтобы они могли принимать обоснованные решения относительно покупки и использования Интернет – ресурсов. Потребителю должно быть понятно, кто именно несёт ответственность в каждой точке цепи поставки товара и в дальнейшем в течение всего срока его использования.
О. Тищенко, юрисконсульт ФФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в городе Клинцы Брянской области»