Губернатор Александр Богомаз принял участие в коллегии УФСИН России по Брянской области
Губернатор Брянской области Александр Богомаз принял участие в заседании коллегии Управления ...
Удивительная и неповторимая супружеская пара живет у нас в Злынке – Малых Борис Варфоломеевич и Редченко Надежда Иосифовна. Они не местные, приехали из Казахстана.
При первой же встрече эти два интеллигентных человека на собеседника производят неизгладимое впечатление своими манерами, речью, внешним видом и образом жизни. А до чего же они интересны в беседе! Вот слушал бы их и слушал. А им есть о чем рассказать.
Надежда Иосифовна вспоминает далекие те времена…
«Мой отец, Луценко Иосиф Николаевич, был сыном богатого помещика, а мать – Ирина Ивановна – молоденькой девушкой работала прислугой в этом доме. Мама была очень трудолюбивая и работящая. Хозяин приметил девочку-труженицу и поженил молодых людей. И никогда об этом не пожалел.
Дед был зажиточным помещиком. У него была целая деревня под Харьковом, большое хозяйство. В 1929 году семья попала под репрессии. 30 обозов под конвоем покинули родные места. Жители деревни провожали своего благодетеля со слезами. А они ехали открывать новую жизнь. Везли с собой все необходимое для этого: семена плодовых культур, зерно. Прибыли в чистое поле в Казахстане. И в скором времени здесь выросла деревня, посадили общий сад, не один гектар пшеницы засеяли… Работа кипела, жизнь продолжалась, урожай делился между всеми селянами, как это было на их родине. А название деревне дедушка дал очень красивое – Антоновка, в честь одноименного сорта яблок, которые давали богатый урожай.
К тому времени у отца с матерью родилось уже пятеро детей. Но даже это не повлияло, отца признали кулаком и в 1937 году посадили в тюрьму. По стечению некоторых обстоятельств ему повезло вернуться домой и продолжить жить и трудиться в той же деревне.Очень много было работы у наших родителей, и все дети, а нас в семье было 12 человек, с раннего возраста были приучены к труду… Росли в строгости. В детстве я упала с большого тополя (полезла на дерево, чтобы достать из гнезда воробьиные яйца) и очень сильно ударилась. Лежала неделю на крылечке дома, была предоставлена судьбе: хочешь – выживай, не хочешь – умирай. Никаких врачей, о «скорой помощи» и разговора не могло быть. Выжила, но вот ноги отказали. И в школу в свои семь лет я в первый класс не пошла. Лишь в десятилетнем возрасте сестры меня, взяв под руки, носили в школу на занятия. За один учебный год я заканчивала по два класса. Школьную программу усваивала легко и быстро. Была очень способной ученицей, получала лишь похвальные грамоты. Очень хотела учиться дальше после окончания семилетки. Но родители настаивали на своем: все должны работать. И вот мы с братом ослушались родителей, тайком от них на грузовой машине, перевозившей скот в Чимкент, уехали поступать: я – в педагогическое, а брат – в ремесленное училище. Приехали в Чимкент, я вышла из машины босая, в домашнем платьице. Брат побежал искать училище, а я осталась на площади в большом городе одна в таком вот виде.
Заметив меня, подошёл милиционер. Поинтересовался, откуда и куда. И отвёл меня к директору педучилища. Ни свидетельства о рождении, ни паспорта у меня с собой не было, лишь только семь похвальных грамот, свернутых в трубочку. Но директор отнёсся ко мне с пониманием, и я была зачислена в педучилище в списке студентов под №1.
Жила на стипендию, родители не помогали. Как-то решила съездить в Антоновку, последние 60 копеек израсходовала на билет. Приехала. Переночевала, а на следующий день говорю: «Мама, мне надо ехать на занятия». А она мне: «Ну и езжай». И всё. Я думала, что денег на билет даст, продуктов: яиц, молока… Но сказала, как отрезала. Вот что значит ослушаться родителей и совершить поступок, даже благородный, против их воли. И я пошла пешком. А это ни много, ни мало, а 40 км! Иду, всю дорогу плачу, ведь мне было всего 14 лет. Останавливается грузовик и водитель спрашивает: «Девочка, ты куда идешь?». Я объясняю, что в Чимкент. Он говорит, что это же далеко, 12 километров! А я, оказывается, уже все 28 км за день прошла. И довез меня бесплатно. А жила я то на чердаке педучилища, то в спортзале, пока меня не обнаружил в этих местах директор и не поселил в общежитие… Со второго курса я уже работала в школе, ставку учителя мы делили со своим однокурсником.
С успехом окончила педучилище. Хотела ехать на работу на Украину в родные места родителей, разузнать родословную, но не судьба. Приехал отец и упросил директора направить меня домой, в Антоновку.
Жила в доме у родителей, работала в школе учителем начальных классов. Работа мне очень нравилась. Это моё призвание. Я с головой ушла в работу. Ни о каких танцах, кино не думала, всё свободное время, если удавалось выкроить часок, проводила за книгами. Зарплату отдавала родителям.
А вот замужество у меня получилось странное. Сваты приехали к моей старшей сестре. Я сидела дома за работой: писала план уроков, проверяла школьные тетради. И вдруг жених меняет своё решение и решает сватать меня. Я была ошеломлена таким поворотом событий, но старшая сестра уговорила меня выйти за него замуж. Вначале жили у его родителей. Свекровь запрещала мне работать в школе: по дому много дел. Я её упрашивала, убеждала, что буду успевать всё делать: и в школе работать, и дома. Как же я без любимой работы, без детей?! Славу богу, муж меня очень любил, всегда был на моей стороне и во всем за меня заступался. Много пришлось пережить. После сильного наводнения (смыло все наше подворье, хозяйство, мельницу) мы поселились в Белых Водах.
Муж пошёл работать на завод (хотя в душе он был художник), ему дали двухкомнатную квартиру. Правда, как только он уволился, нас сразу из квартиры попросили съехать. А в семье уже было двое детей. В школу на работу я пришла вся заплаканная. Причину моего такого состояния узнала директор школы, а она в то время была депутатом, к её мнению прислушивались. Вопрос с жильем решился в один миг: было принято решение райисполкома о выделении квартиры мне, как работнику народного образования.
Школы у нас были большие, более 2000 учеников. В классах – по 45 ребят, классы начинали делить, когда было по 46 человек и более. Это были семидесятые годы. Занятия шли в 4 смены! Последняя смена с девяти часов вечера до часа ночи. А потом я разводила всех учеников по домам. Работа была трудная, но очень интересная. Я преподавала в русской школе, хотя большинство учителей были казашки. Дети тянулись к знаниям. Причем ученики очень хотели изучать русский язык и бежали в русскую школу. Обучение велось и на казахском языке, но уже в другой школе. Очень многие из моих выпускников продолжили учебу в высших учебных заведениях, после окончания которых работают в разных сферах. Есть среди них немало преподавателей, учителей, заведующий роно, специалисты администраций, врачи, многие стали бизнесменами. Да разве всех перечислишь?
Я никогда не забуду, что сказал мой бывший ученик, бизнесмен Бауржан Макатаев, когда я уезжала в Злынку в 2001 году, он меня провожал: «Надежда Иосифовна, если что-то там не понравится, не сложится, Вы возвращайтесь назад. Будете жить у меня. Я Вас обеспечу всем необходимым и даже большим».
Вот такие ученики у Надежды Иосифовны. И это не случайно, ведь сама за каждого была готова душу отдать и отдавала, вот они тем же благодарят свою любимую учительницу.
Сама же Надежда Иосифовна об этом скромно умалчивает, но выводы напрашиваются сами собой. За свой добросовестный, многолетний труд (кроме работы в начальных классах, Надежда Иосифовна после окончания филологического отделения Чимкентского педагогического института вела уроки литературы и русского языка, более 15 лет была председателем комиссии по делам несовершеннолетних) она имеет множество благодарностей, почетных грамот разного уровня. Имеет звание «Ветеран труда».
Прожила Надежда Иосифовна с мужем 13 лет. К сожалению, в полном расцвете сил он умер. Долго Надежда жила одна, была предана своим детям и любимой профессии. Но судьба распорядилась скрасить одиночество хорошей женщины, для которой нашелся не менее хороший мужчина – Борис Варфоломеевич. Вместе они и переехали в Злынку из Южного Казахстана.
«Сбылась моя давняя мечта, – продолжает Надежда Иосифовна, – когда я жила в квартире, то мечтала о своем собственном небольшом домике, чтобы во дворе бегали рябые курочки и чтобы у меня был небольшой участок земли, на котором бы я выращивала цветы, картошку… И вот моя мечта сбылась. Мы купили домик. С мужем разработали участок земли собственными руками. Он с лопатой и я рядом с лопатой – всё делаем вдвоём. Сад посадили, кусты смородины. Люблю копаться в огороде. Только утро займётся – я уже на участке. Муж приготовит завтрак, обед и зовёт меня к столу. А я с огорода всё никак уйти не могу…».
И действительно, от такой красоты уходить не хочется ни на минуту. Тот, кто был у Надежды Иосифовны в гостях, сразу же обращает внимание на
идеальный порядок в огороде, все грядочки ровненькие, дорожки ухоженные, всё сидит-растет строгими рядками. С любовью ухаживает за каждым кустом, деревом. Лелеет и холит каждый кустик картошки, каждую морковку, свеклу. Они же, ей в радость, дают свои плоды: посадила картошки 2 ведра, а накопала 5 мешков! А какие тыквы! Но уже сейчас она заботится о будущем урожае: перекапывает вручную землю, удобряя каждый ряд. На небольшом участке у Надежды Иосифовны растет более 20 культур.
На всё хватает времени у Надежды Иосифовны. Она ещё и прекрасно вяжет спицами и крючком. Многие вещи – кардиганы, свитера, что мы видим на Надежде Иосифовне – её собственноручные изделия. Очень много вяжет всем своим детям, внукам. А в доме повсюду её чудесные ковры, на диване – чудное покрывало. С любовью делает она каждую работу. А по-другому она работать не может.
Борис Варфоломеевич работал всю свою жизнь в геологоразведочных экспедициях, был начальником отряда Чимкентской гидрогеологической полевой партии. «Когда я уезжал из родных мест в Злынку, целый день, глядя за окно вагона поезда, прощался со своей «вотчиной». Ведь ни много, ни мало – а 32 тысячи квадратных километров было пройдено, исследовано. В моем распоряжении были вертолеты, самолеты АН-2. Огромную исследовательскую работу мы делали для народного хозяйства Казахстана, да и для всей тогда единой страны в целом. В Узбекистане, в Самарканде, Бухаре занимались разведкой урановых месторождений. А в Восточном Казахстане вели поиски цветных металлов».
Б.В. Малых имеет удостоверение рационализатора, а в его трудовой книжке 28 записей о награждениях, благодарностях. Его имя занесено в Книгу Почета Южно-Казахстанского ПГО, его фотография неоднократно размещалась на Доске Почета. Самая дорогая для Бориса Варфоломеевича награда – это Почетная грамота Министерства геологии СССР и ЦК профсоюза рабочих геологоразведочных работ, которой он был награжден в 1967 году. С ностальгией он вспоминает о своей работе: «Отчёты писали по картам по 20 томов. В нашем распоряжении были фотосъёмки с космоса… Жаль, что в годы так называемой перестройки геологоразведку закрыли «моментом».
Борис Варфоломеевич очень удивительный человек. Книги читает на немецком языке (у них с Надеждой Иосифовной у каждого своя библиотека)! Сожалеет, что уезжая из родных мест, не мог взять с собой всю библиотеку. Павел (сын Надежды Иосифовны, который проживает сейчас в Германии) с женой в каждый приезд привозят оттуда ему книги на немецком языке. «Но это уже не то, не те книги, что раньше», – сожалеет Борис Варфоломеевич. Тяга к немецкому языку появилась у него в школе после очередной критики учителя. Оказывается, когда Борис Варфоломеевич учился в школе, немецкий язык преподавала Эрна Фёдоровна и всё никак не могла его научить этому языку. «Толку из тебя не будет»,– заключила учительница, но тройку всё-таки поставила. И чтобы доказать обратное, Борис
Варфоломеевич начал работать над собой. И достиг отличных результатов. Читает книги без словаря, смотрит по телевизору канал на немецком языке…
Заканчивает разговор о своей нелегкой, но довольно интересной судьбе Надежда Иосифовна рассказом о детях (а их у нее трое) и внуках. Сын Павел, невестка Оля с 90-х годов живут в Германии, у них двое детей, собственный трёхэтажный дом. Все работают. Константин, другой сын, с семьёй живут в Злынке. А семья старшего сына Сергея проживает в Казахстане. У Надежды Иосифовны 3 внука, 3 внучки, 3 правнука и 3 правнучки. «Правнуки и еще будут», – улыбаясь, говорит она. Дети очень дружат между собой, а глядя на своих родителей, такими же растут и внуки…
А. ФИЛИППОВА
Фото из семейного архива
Губернатор Брянской области Александр Богомаз принял участие в заседании коллегии Управления ...
Одиннадцать участников стартовавшего накануне регионального проекта «Брянские герои» ...
В Брянской области продолжается марафон «Служение», рассказывающий о людях, которые улучшают ...
Губернатор поздравил с профессиональным праздником — Днём российской науки представителей ...
Заместитель губернатора Брянской области Николай Щеглов встретился с главой Выгоничского района ...
Повышение квалификации специалистов, работающих с участниками СВО и их семьями, становится ...