Освенцим. Экскурсия по аду на земле

14 сентября 2017, 10:59 | Культура 5

Прочитал в вашей газете, что вы объявили конкурс на лучшую публикацию или рассказ о событиях, связанных с освобождением нашего города от немецко — фашистских захватчиков. Я человек еще достаточно молодой, о войне и о тех тяжелых днях оккупации ...

Прочитал в вашей газете, что вы объявили конкурс на лучшую публикацию или рассказ о событиях, связанных с освобождением нашего города от немецко — фашистских захватчиков.
Я человек еще достаточно молодой, о войне и о тех тяжелых днях оккупации знаю лишь по рассказам своей бабушки.

Но не так давно я побывал в Польше и посетил концентрационный лагерь в Освенциме. В Польше бывал и раньше, но вот до лагеря добраться как-то не решался, зная из истории об ужасных этих местах.

Поэтому хочу поделиться своими впечатлениями и рассказать, что я видел. Ведь это тоже связано с войной, пусть не с нашим городом, а с самым жутким местом, где зверски были замучены фашистами тысячи и тысячи наших людей. Тем более, что в этом году исполняется 70 лет со дня принятия польским правительством решения о превращении Освенцима в мемориал и 50 лет со дня его открытия. А 3 сентября 1941г. в этом лагере смерти был проведен первый опыт по умерщвлению людей с помощью газа «Циклон-Б».

Концентрационный лагерь в Освенциме был разделен на несколько частей, экскурсии проводятся в двух основных: Аушвиц и Биркенау. Начало экскурсии в Аушвице. В лагере Аушвиц есть места, в которых нельзя фотографировать или можно фотографировать только без вспышки, о них предупреждает экскурсовод и информационные таблички. В общей сложности экскурсия занимает три с половиной часа.

Сразу хочу сказать – зрелища не для слабонервных. Ведь посетители проходят ежедневный маршрут заключённых: от ворот, через которые выводили их на ежедневные работы, мимо площади построения с комендантской будкой и виселицами, по жилым баракам. Освенцим – это страшное место. Отправляясь сюда, ты знаешь это и морально готовишься к этому. Но в конечном итоге реальность все равно оказывается в сотни раз тяжелей… Отрезанные комки чьих-то волос, старые фотографии, изображающие муки бывших узников, и бесконечные ряды колючей проволоки, опоясывающие всё и вся…Наверное, ко всему этому просто нельзя быть морально готовым… Помещения бывших бараков сегодня превращены в выставочные павильоны. Однако ужасающая, пронзительная, щемящая атмосфера этого места все равно пробирает до дрожи. В этом месте даже не хотелось фотографировать. Как будто делать фото здесь было чем-то неправильным или даже кощунственным.

Первая часть экскурсии – Аушвиц. На ней можно услышать общие сведения о концентрационном лагере. Экскурсия представляет собой прогулку по лагерной территории и по блокам. Сейчас лагерь похож на санаторий – все в кустах сирени и зеленых газонах, но когда он функционировал, на территории не было ни травы, ни листьев – их съедали заключенные, едва только те вылезли. Заключенные в лагере содержались в пронумерованных блоках. Некоторые блоки использовались для проведения опытов над людьми и назывались госпиталями, к примеру, блок 21. Сейчас в каждом

блоке представлены разные экспозиции – документальные фото, камеры заключенных, камеры офицеров, туалеты, умывальники. Но самые впечатляющие экспозиции – горы волос, обуви, посуды, чемоданов, очков. Стена, возле которой расстреливали заключенных, не сохранилась, поэтому посетители могут посмотреть на ее реконструкцию. Завершается экскурсия по территории Аушвица посещением газовой камеры и крематория. Жутко об этом рассказал экскурсовод: «Жертв газовой камеры вели якобы мыться. Открыв дверь в помещение, люди видели моечные краны с холодной и горячей водой… Только никакой воды и в них не было, да и краны не работали, это лишь имитация. А на самом деле это был вход в газовую камеру»…

В Биркенау экскурсия начинается у разгрузочной платформы, на которой проводилась селекция – кто из заключенных должен быть сразу отправлен в газовую камеру, а кто будет работать на благо третьего рейха. Узники содержались в бараках: женщины в каменных, а мужчины – в деревянных. Деревянные бараки практически не сохранились до наших дней, осталось всего несколько. Остальные бараки разрушило время и жители деревни Бжезинка, возле которой был построен лагерь. Сейчас на месте деревянных бараков можно увидеть только печные трубы. Каменные бараки, в которых содержались женщины, также постепенно разрушаются, сейчас они находятся в аварийном состоянии и дополнительно укреплены планками, но Польша и ЕС выделяют деньги на реконструкцию. В одном таком бараке содержалось по тысяче женщин, внутри него нет никаких санитарных условий, только нары. В этих условиях женщины, кроме всего прочего, рожали детей. Туалеты были в отдельных бараках, его можно было посещать 3 раза в день, на посещение отводилось 15-20 секунд. На территории Биркенау было 5 крематориев, все они были разрушены перед приходом советских войск. Сразу за колючей проволокой у крематориев начинаются дома жителей, которые были построены еще до того, как концентрационный лагерь Освенцим стал музеем. Вдоль забора высажены деревья, чтобы отгородить город от лагеря. Самое большое кладбище в мире – пруд, в который высыпали пепел сгоревших тел, находится сразу за крематориями. Одно из самых сильных мест – барак, стены которого завешены чёрными щитами с мелкими фото убитых узников. Одна стена – мужская, противоположная – женская. Почти без подсветки, но худые лица с огромными глазами высвечиваются и задерживают взгляд. Здесь же, на первом этаже – комнаты для подготовки к расстрелу. Мужские и женские помывочные. В женских – отдельное небольшое пространство для полной острижки волос. Раздетых догола, помытых и обритых ставили к расстрельной стене. Стену после освобождения лагеря снесли до основания, и сегодня на её месте – почти точная копия, но без пулевых выщербин.

Сохранившийся крематорий Аушвица-1 изначально строился с целью сжигания тел заключённых, умерших своей смертью, либо расстрелянных (повешенных). После успешных испытаний «Циклона-Б» морг крематория спешно переоборудовали в газовую камеру. С виду зал большой, но в него

помещалось не более 300 человек за раз. А вот во втором и третьем лагерях вместимость специально построенных газовых камер достигала 2 000 человек. Оставленный незатёртым кусочек стены, исцарапанный умирающими от удушья, от пола до потолка. Печи небольшие, но из-за крайней истощённости узников в одну загрузку закладывали по 2–3 тела. В сутки этот небольшой по меркам Аушвица крематорий сжигал до 350 тел. Ещё столько же могли утилизировать на заднем дворе, за оградой лагеря, если погода позволяла выкопать достаточно глубокие ямы для костров. Еще один потряс факт, о котором рассказал экскурсовод. Кроме военных уничтожалось простое население. Ведь фашистские прихвостни агитировали простых смертных людей, разъезжали по городам и весям. Населению обещали новую счастливую жизнь в «Великой Германии». Для этого людям всего лишь надо было лишиться всего нажитого: распродать все хозяйство, дома… А взять с собой только драгоценности и деньги. При прибытие на новое место жительства им обещали «золотые горы». Немало находилось таких наивных простаков. В первую же минуту, попав в вагон товарного поезда, где не было ни еды, ни воды, люди сразу же понимали свою роковую ошибку, но возврата назад не было. В наглухо заколоченных товарных вагонах они прибывали в Освенцим.

Почему-то всегда думал, что Освенцим был организован в 1941 году, то есть когда началась война именно с нашей страной. Оказывается, первые заключенные 728 поляков из города Тарнув уже были доставлены в лагерь 14 июня 1940 года. В дальнейшем количество узников колебалось от 13 до 20 тысяч человек, большинство из которых составляли поляки и советские военнопленные, а также женщины от 1 тысячи в 1942 году и до 6 тысяч в 1944 году.

Рассказали и такой интересный факт, что труд узников Освенцима приносил значительные доходы, как германским концернам, так и нацистскому государству. Ежегодно лагерь перечислял в казну около 2 миллионов марок. Прибыль извлекалась также из самого процесса уничтожения людей. У всех пленных, которые попадали в лагерь, изымались багаж, личные вещи, которые потом складировались для последующей реализации.

У меня с экскурсоводом получилось, так сказать, и маленькое недоразумение. Когда рассказ дошел до тех, кто освобождал узников, экскурсовод почему-то сказала, что узников освободили украинцы. Я возмутился и поправил – что это была советская армия 1-го Украинского фронта, которая вошла в Освенцим 27 января 1945 года.

Так что вот так. Посещение лагеря производит сильное впечатление, но в такие грустные места тоже нужно приезжать…

В.Сергеев

г.Злынка


 подписаться ВКонтакте
 подписаться в Одноклассниках
Ноябрь 2025
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Окт    
 12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
Правовой портал Нормативные правовые акты в Российской Федерации
Cемейная ипотека: условия, кто и как может оформить